Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов: «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов»

Специалисты Ресурсного центра гражданской активности НКО Самарской области продолжают беседовать с победителями конкурса Фонда президентских грантов в рамках рубрики «Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов».

Знакомьтесь, еще один самарский победитель: «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов» с социально значимым проектом «Кадровый и учебно-методический ресурс формирования общих компетенций обучающихся по программам СПО».

  • Как называется Ваша НКО? Сколько раз она становилась победителем конкурса Фонда президентских грантов?

Автономная некоммерческая организация «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов». Дважды.

2017 г. — Ресурсное обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы силами педагогического сообщества Самарской области

2019 г. — Кадровый и учебно-методический ресурс формирования общих компетенций обучающихся по программам СПО.

  • Как называется Ваш проект?

Кадровый и учебно-методический ресурс формирования общих компетенций обучающихся по программам СПО.

  • В чем основная идея и цель Вашего проекта?

Проект является способом сформировать профессиональное сообщество вокруг важнейшей задачи системы профессионального образования – формирования общих компетенций обучающихся, т.е. их готовности к работе с информацией, эффективной коммуникации, разрешению проблем, управлению собственной деятельностью и развитием. Система образования Самарской области работает над задачей формирования общих компетенций обучающихся значительно более планомерно и четко, чем многие другие региональные системы СПО, и эта работа приносит свои плоды: проводимые министерством образования и науки Самарской области мониторинговые замеры сформированности общих компетенций выпускников программ СПО показывают, что на первом (элементарном) уровне отдельные результаты в области информационной и коммуникативно компетенции достигаются. Но повышение уровня требований к работе с информацией или коммуникации или задания на разрешение проблем, анализ ситуации, планирование не под силу выпускникам. Этому есть причины: обучающиеся не имеют опыта такой деятельности, потому что учебных материалов (компетентностно-ориентированных заданий), которые позволяют такую деятельность организовать, просто нет. Преподаватели с разработкой таких заданий не справляются, да и не должен каждый «для себя» готовить сложные дидактические материалы – они должны быть в свободном доступе.

Проект преследует две взаимосвязанные цели: подготовить ресурсы для формирования общих компетенций (компетентностно-ориентированные задания), предложив их всем желающим преподавателям, и сформировать профессиональное сообщество из людей, готовых создавать такие задания, апробировать их и поддерживать ресурс в рабочем состоянии.

Проект реализуется в сотрудничестве с министерством образования Самарской области, Центром профессионального образования Самарской области и Советом директоров профессиональных образовательных организаций Самарской области.

  • Расскажите в двух словах о ходе реализации и результатах проекта. Помешала ли Вам ситуация с ограничениями по пандемии коронавируса? Удалось ли Вам в связи с этим переформатировать мероприятия проекта в онлайн?

Проект имеет два основных направления. Оба должны оставить после себя «след» в виде компетентностно-ориентированных заданий для общего пользования.

Первое направление призвано включить в работу заинтересованных преподавателей, независимо от преподаваемой дисциплины, опыта, места работы. Это направление было реализовано как конкурс компетентностно-ориентированных заданий. При этом все конкурсанты могли получать методические консультации, а победители первого этапа (44 человека) прошли три мастерские по разработке заданий и на втором этапе конкурса уже создавали задания по тем аспектам общих компетенций, для которых в регионе вообще не было до сих пор учебных материалов. В итоге можно смело утверждать, что в регионе появились специалисты, которые смогут сделать методически грамотные материалы для формирования общих компетенций.

Второе направление связано с работой региональных учебно-методических объединений по группам специальностей. Мы попробовали отработать такой способ разработки компетентностно-ориентированных заданий, при котором над материалом работают два человека – методист (из команды проекта) и специалист в профессии (из команды УМО). Так мы подготовили комплекты из 195 заданий для 13 программ, включенных в ТОП-50 (то есть наиболее востребованных на рынке труда). Это интересный опыт, который мы будет шлифовать на последнем этапе проекта – запланирована разработка заданий еще для 24 программ.

Ситуация введения ограничений заставила перевести в дистанционные формы две мастерские и взаимодействие «методист-профессионал» (конкурс компетентностно-ориентированных заданий изначально задумывался без контактов «в реале»). Нам удалось это сделать только потому, что это были последние мастерские в серии, и их участники уже стали доверять друг другу, имели опыт совместной работы и, главное, были мотивированы на результат. Конечно, дистанционный формат резко снижает качество образовательных событий, которые построены на работе с профессиональным опытом участников.

Очень обидно, что некоторые победители первого этапа конкурса компетентностно-ориентированных заданий, предлагавшие интереснейшие идеи, не подали свои материалы на второй этап. Большим трудом было своевременное завершение подготовки комплектов заданий для программ ТОП-50. Причины – не в проекте, а в том, что с переходом на дистанционное обучение организаций СПО, смещением сроков демонстрационных экзаменов, изменением формата государственной аттестации на преподавателей резко увеличилась нагрузка, причем не только количественно: им приходилось в стрессовых условиях осваивать новые для себя виды деятельности. Поэтому то, что текущий этап проекта завершился получением всех запланированных результатов, мы считаем заслугой в первую очередь представителей целевых аудиторий проекта —  работоспособность, ответственность и профессионализм преподавателей системы СПО участвующих в проекте, восхищает!

  • Где можно узнать о Вашем проекте онлайн? Есть ли у Вас интернет-площадка (сайт, группа в соцсетях)?

Сайт Лаборатории – www.lab-modern.ru

Посмотреть (и скачать для использования) компетентностно-ориентированные задания можно в Коллекции компетентностно-ориентированных заданий на сайте нашего партнера – Центра профессионального образования Самарской области: https://cposo.ru/kollektsiya-kompetentnostno-orientirovannykh-zadanij

Напоминаем, с середины августа 2020 года на информационных площадках Ресурсного центра гражданской активности НКО Самарской области запущена рубрика «Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов». Проект представляет собой серию блиц-интервью для действующих победителей конкурса Фонда президентских грантов от Самарской области. В рамках небольшого, в мини-формате «пять вопросов» интервью руководителям действующих проектов — победителей конкурса Фонда президентских грантов будет предложено рассказать о сути социально значимого проекта и его реализации в условиях периода пандемии.

#рцганко63

#живойпроектФПГ

Создание сайтов