Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов: Музейно-образовательный центр «ШКОЛА-МУЗЕЙ-КУЛЬТУРА»

Сегодня в рамках еженедельной рубрики «Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов» в гостях у Ресурсного центра гражданской активности НКО Самарской области одна из самых известных, самых эффективных некоммерческих организаций региона в очень важной сфере — работе с детьми-инвалидами.

Новокуйбышевский Музейно-образовательный центр «ШКОЛА-МУЗЕЙ-КУЛЬТУРА» и ее бессменный руководитель Ольга Станиславовна Титкова — чемпион среди победителей конкурса президентских грантов. Ольга Станиславовна часто выступает экспертом по деятельности НКО, по подготовке и реализации социально значимых проектов.

  • Как называется Ваша НКО? Сколько раз она становилась победителем конкурса Фонда президентских грантов?

Автономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр «ШКОЛА-МУЗЕЙ-КУЛЬТУРА». На сегодняшний день на нашем счету уже девять(!!!) выигранных президентских грантов. Но от одного гранта мы были вынуждены в свое время отказаться, потому что в одном конкурсе выиграли сразу два наших проекта, и реализовать сразу оба мы бы не смогли (об этом подробнее в большом интервью Ольги Станиславовны Ресурсному центру от 14 мая 2019 года Особая Афинская школа: мы создаем безопасную среду для общения особых детей– прим.). Кроме того, в последнем специальном конкурсе Фонда президентских грантов мы также получили поддержку сразу двух наших проектов, но вторую победившую заявку нам пришлось снять.

  • Как называется Ваш проект?

В настоящее время завершен «Центр развития социального интеллекта», сейчас мы подводим итоги проекта. Второй проект называется  «Развитие эмоциональной сферы у особых детей», и он реализуется до 1 марта 2021 года. Кроме того, сейчас мы объявили набор в наш новый проект, который стал победителем специального конкурса Фонда президентских грантов: «Особые дети. Адаптация в школе».

  • В чем основная идея и цель Вашего проекта?

Основная суть наших проектов – это  развитие социального интеллекта и его компонентов у детей с особенностями развития. Вся наша работа как всегда посвящена именно этому – все наши проекты взаимосвязаны, и как правило следующий проект является либо прямым продолжением предыдущего, либо его составной частью.

Из описания проекта «Развитие эмоциональной сферы у особых детей»: Проект направлен на развитие эмоциональной сферы у детей с ментальными нарушениями (далее — дети или особые дети), имеющих серьезные дефициты в сфере эмоционального интеллекта. Снижение этих дефицитов у особых детей — необходимое условие для их успешной социализации и развития высших психических функций. Проект предполагает проведение цикла индивидуальных занятий по обучению детей распознаванию, сличению и демонстрации базовых эмоций. Параллельная работа психолога с родителями (отдельно от ребенка) необходима для стабильного поддержания в семейной среде навыка, появившегося у ребенка в процессе занятий со специалистом. Эта работа направлена на повышение информированности родителей о методике, на овладение ими конкретным механизмом поддержания навыка у ребенка, на поддержку постоянной обратной связи..»

  • Расскажите в двух словах о ходе реализации и результатах проекта. Помешала ли Вам ситуация с ограничениями по пандемии коронавируса? Удалось ли Вам в связи с этим переформатировать мероприятия проекта в онлайн?

Все, что связано с ограничительными мерами по пандемии естественно напрямую повлияло на нашу работу. Потому что наша работа связана с выходом в офисы, с физическим присутствием детей на наших площадках, с работой детей в группах. Мы вынуждены были на длительное время все это завершить. И у нас очень серьезно стоял вопрос: либо мы вообще прекращаем работу до объявления более благополучной ситуации и снятия ограничительных мер, либо мы ищем какие-то формы занятий, которые подходят нашим детям и которые мы в состоянии провести в онлайн-формате.

В итоге примерно две трети наших детей мы смогли перевести на групповые занятия в онлайн-формате. И это были не просто формальные инструкции родителям: «сделай это, нарисуй то..», а мы продолжали вести полноценные (на сколько это возможно онлайн) групповые занятия с детьми через платформу Zoom. То есть дети, посещавшие наши групповые занятия  в Центре, стали участниками онлайн-занятий. И это очень ценно и важно – что нам удалось это сохранить. Это хороший показатель эффективности нашей работы – до этого, пока мы полгода занимались с детьми в Центре, мы смогли довести их до определенного уровня – когда они смогли воспринимать нас в онлайн. Не забываем – это дети, у которых очень специфическое восприятие окружающей действительности.  Второе – мы сделали вывод, что для таких детей формат онлайн тоже возможен, его нельзя полностью исключать. То есть конечно не должен стать основным , но он может быть дополнительным форматом занятий с такими детьми – потому что это тоже развивает определенные навыки.

Если говорить о проекте с эмоциями («Развитие эмоциональной сферы у особых детей» — прим.), то там больше индивидуальная работа. Там нет групп, мы работаем напрямую с ребенком. Тут мы строили занятие таким образом: с ребенком на занятии находилась мама. Привлечение родителя  — обязательное условие, потому что это более «сложные» дети, дети с более тяжелыми дисфункциями – поэтому и уровень работы с ними совершенно другой. Но, что важно, они тоже смогли заниматься онлайн. И только с начала августа мы вернулись в оффлайн. И сейчас в рамках этого проекта пять детей ходят к нам на интенсивные занятия, чтобы догнать график.

На сэкономленные в результате пандемии деньги мы купили рециркуляторы (приборы для обеззараживания воздуха в помещениях), чтобы обеспечить безопасность нашим детям.

То есть четыре месяца мы работали в онлайне. Это потребовало серьезных усилий – увеличилась загрузка, увеличилась интенсивность занятий.

Где можно узнать о Вашем проекте онлайн? Есть ли у Вас интернет-площадка (сайт, группа в соцсетях)?

Наш сайт: http://www.smc63.ru/

Группа ВКонтакте: https://vk.com/mcultura

Напоминаем, с середины августа 2020 года на информационных площадках Ресурсного центра гражданской активности НКО Самарской области запущена рубрика «Пять вопросов победителю конкурса Фонда президентских грантов». Проект представляет собой серию блиц-интервью для действующих победителей конкурса Фонда президентских грантов от Самарской области. В рамках небольшого, в мини-формате «пять вопросов» интервью руководителям действующих проектов — победителей конкурса Фонда президентских грантов будет предложено рассказать о сути социально значимого проекта и его реализации в условиях периода пандемии.

#рцганко63

#живойпроектФПГ

Создание сайтов